Нейропсихологическая диагностика

Родители часто задают вопрос о том, как проходит нейропсихологическая диагностика: какие задания даются ребенку, нужно ли присутствовать взрослым при общении ребенка с психологом и т.п.

Итак, диагностика проводится в присутствии родителей (чаще приходят мамы, интересующиеся процессом папы, бабушки) — чтобы участвующие в воспитании ребенка взрослые могли дать полезную для детского нейропсихолога информацию об особенностях развития ребенка, видеть как ребенок выполняет задания и слышать комментарии специалиста по этому поводу.

На первой встрече ребенку даются непривычные и оттого интересные для него задания в форме, позволяющей выявить особенности его познавательной деятельности (характерные для него сильные и слабые стороны) — восприятия, мышления, памяти, двигательной сферы, особенности речи. У каждой из этих функций есть несколько характеристик, пересечений с другими, которые нейропсихолог должен выявить и перепроверить в разных заданиях. Также отслеживаются фоновые характеристики любого познавательного процесса — умение включаться в деятельность, усваивать и удерживать поставленную задачу, сосредоточенно работать, эффективно тратить имеющиеся ресурсы, самостоятельно компенсировать слабости и пользоваться помощью. Да, мы устроены непросто :-).

Asses

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обычно нейропсихологическая диагностика длится 50-55 минут (с детьми от 4 до 7 лет) или 80 минут (с детьми от 6 до 12 лет) — мы обозначаем их как «1 ч» и «1,5 ч», закладывая время, необходимое для встречи и прощания. Если одного часа оказывается мало (в первую очередь для родителей: как правило, им интересно больше узнать об их ребенке и развивающих занятиях) и ресурсы позволяют, мы можем продлить встречу на полчаса или договориться пообщаться в другой раз в ближайшее время — уже в формате консультации (без ребенка).

Что рекомендую сделать родителям.

  1. Сформулируйте вопрос, с которым хотите обратиться, в т.ч. вопросы и какие-либо дополнения от членов семьи. Да, конечно — своими словами.
    Это нужно, чтобы не «потеряться» в процессе диагностики в информации.
  2. Просмотрите исследуемые процессы (схема выше), пример заключения, оцените свое желание и привычку погружаться в информацию.
    От этого зависит форма предоставления результатов исследования: кому-то достаточно увидеть ребенка «с новой стороны» и услышать комментарии нейропсихолога (протокол обследования и все рисунки хранятся у специалиста несколько лет), кто-то хочет получить данные на руки для других специалистов (получить заключение).
  3. Подготовьте и принесите с собой документы или копии:
    • медицинскую карту,
    • заключения по результатам неврологического обследования,
    • школьникам — тетради.

  4. Подберите в своем расписании на ближайшую неделю-две несколько разных допустимых для встречи часов.

  5. Озвучьте вопрос, с которым хотите обратиться, при звонке или опишите в заявке на сайте.
    У меня будет время ознакомиться и оставить время на ответ на первой встрече.

  6. Предупредите о желании получить заключение до диагностики.

  7. В процессе диагностики:
    — запишите возникающие вопросы, чтобы не перегружать себя,
    — оцените время первой встречи и соответственно задайте их конце / на консультации / на занятиях.

Диагностика — ситуация оценки. Как бы мягко ни проводилась.

Чтобы не создавать ребенку избыточный стресс:
— недопустимо присутствие младших детей;
— недопустимо обсуждение чрезвычайно личных вопросов
(оставьте их для консультации один на один со специалистом);
— желательно присутствие ОДНОГО родителя.