Родители часто задают вопрос о том, как проходит нейропсихологическая диагностика: какие задания даются ребенку, нужно ли присутствовать взрослым при общении ребенка с психологом и т.п.
Итак, диагностика проводится в присутствии родителей (чаще приходят мамы, интересующиеся процессом папы, бабушки) — чтобы участвующие в воспитании ребенка взрослые могли дать полезную для детского нейропсихолога информацию об особенностях развития ребенка, видеть как ребенок выполняет задания и слышать комментарии специалиста по этому поводу.
На первой встрече ребенку даются непривычные и оттого интересные для него задания в форме, позволяющей выявить особенности его познавательной деятельности (характерные для него сильные и слабые стороны) — восприятия, мышления, памяти, двигательной сферы, особенности речи. У каждой из этих функций есть несколько характеристик, пересечений с другими, которые нейропсихолог должен выявить и перепроверить в разных заданиях. Также отслеживаются фоновые характеристики любого познавательного процесса — умение включаться в деятельность, усваивать и удерживать поставленную задачу, сосредоточенно работать, эффективно тратить имеющиеся ресурсы, самостоятельно компенсировать слабости и пользоваться помощью. Да, мы устроены непросто :-).
Обычно нейропсихологическая диагностика длится 50-55 минут (с детьми от 4 до 7 лет) или 80 минут (с детьми от 6 до 12 лет) — мы обозначаем их как «1 ч» и «1,5 ч», закладывая время, необходимое для встречи и прощания. Если одного часа оказывается мало (в первую очередь для родителей: как правило, им интересно больше узнать об их ребенке и развивающих занятиях) и ресурсы позволяют, мы можем продлить встречу на полчаса или договориться пообщаться в другой раз в ближайшее время — уже в формате консультации (без ребенка).
Что рекомендую сделать родителям.
- Сформулируйте вопрос, с которым хотите обратиться, в т.ч. вопросы и какие-либо дополнения от членов семьи. Да, конечно — своими словами.
Это нужно, чтобы не «потеряться» в процессе диагностики в информации. - Просмотрите исследуемые процессы (схема выше), пример заключения, оцените свое желание и привычку погружаться в информацию.
От этого зависит форма предоставления результатов исследования: кому-то достаточно увидеть ребенка «с новой стороны» и услышать комментарии нейропсихолога (протокол обследования и все рисунки хранятся у специалиста несколько лет), кто-то хочет получить данные на руки для других специалистов (получить заключение). - Подготовьте и принесите с собой документы или копии:
- медицинскую карту,
- заключения по результатам неврологического обследования,
- школьникам — тетради.
- Подберите в своем расписании на ближайшую неделю-две несколько разных допустимых для встречи часов.
- Озвучьте вопрос, с которым хотите обратиться, при звонке или опишите в заявке на сайте.
У меня будет время ознакомиться и оставить время на ответ на первой встрече.
- Предупредите о желании получить заключение до диагностики.
- В процессе диагностики:
— запишите возникающие вопросы, чтобы не перегружать себя,
— оцените время первой встречи и соответственно задайте их конце / на консультации / на занятиях.
Диагностика — ситуация оценки. Как бы мягко ни проводилась.
Чтобы не создавать ребенку избыточный стресс:
— недопустимо присутствие младших детей;
— недопустимо обсуждение чрезвычайно личных вопросов
(оставьте их для консультации один на один со специалистом);
— желательно присутствие ОДНОГО родителя.
- Записаться на диагностику к детскому нейропсихологу в Одинцово
- Как выбрать наиболее выгодный вариант диагностики
- Фотографии с нейропсихологической диагностики
- Составление развивающей программы по результатам диагностики
- Консультация родителей по результатам диагностики