Советы нейропсихолога: как получить больше пользы от нейропсихологической коррекции

Подводя итоги занятия, я никогда не спрашиваю детей о том, что им сегодня понравилось (в курсе сенсомоторной коррекции): упражнения у нас двигательные, требующие большой концентрации внимания и точности выполнения, сопряженной деятельности различных систем восприятия и осознания совершаемых движений. Вопросы «Что было самым сложным и самым простым?», «С чем тебе удалось справиться лучше всего, хотя сначала было трудно?» — да, задаю. Нравятся-то детям обычно игры… =) И на диагностике родителям, которые готовы включиться в работу буквально прямо сейчас, разъясняю особенности прохождения программы, начиная со слов: «Подождите соглашаться, Вы не знаете на что подписываетесь…»

И на что же они подписываются? На ежедневную в течение 30, а чаще 50 минут отработку (не выполнение!) упражнений с ребенком под их неусыпным вниманием, на игнорирование мной каникул и выходных (за исключением, пожалуй, новогодних =), хотя против них уже выступают сами родители…), и «достается» от меня не только детям, но и им, родителям. Не буду лукавить: я даю ребенку в единицу времени такой объем заданий такого уровня сложности, которые он и его родители только способны взять. Здесь впору выразить мое восхищение мамами-спортсменками и папами-инженерами — мне есть чему поучиться у них в усложнении коррекционно-развивающей программы… =) А особо старательные и чрезмерно мотивированные мамы конспектируют так много, что я искренне любопытствую что именно они находят ценным — они ведь потом спрашивают это с ребенка. И самое ужасное — все сразу и одновременно, а в итоге не получают почти ничего…

Как же мы обходим эти «подводные камни»? Забыв о том, что я изначально психолог =), позволю себе дать мне вам 7 советов нейропсихолога.

1. Родители звонят мне очень редко (за что я им благодарна, это правда — я ценю личное время и не отвлекаюсь от других детей в рабочее). Но если возникает необходимость и большое сомнение в том, как выполнять упражнения, я всегда могу ответить в течение суток хотя бы по электронной почте. Со временем родители учатся спрашивать по ходу занятия о важных нюансах. Некоторые честно говорят: «Мы делали так, хотя я не знаю точно как надо». Труднее ситуации, когда родители сомневаются (или правильно не сомневаются), а дети начинают им объяснять как «надо» (по своим «детско-родительским» причинам — исходя из особенностей отношений с родителями и т.н. в семейной психотерапии «самонадеянности»). Сил на последнее уходит в разы больше, чем на упражнения. На вопрос «почему не спросили у меня?» родители ничего ответить не могут… Итак: спрашивайте. Чаще всего детям достаточно услышать «В.А. велела делать так». Есть единичные упражнения, в которых дети ориентируются чаще лучше родителей =) — об этом я предупреждаю заранее.
2. Если вам кажется, что ваш родной ребенок ведет себя коварно и намеренно выводит из себя, помните: процентов 95-98 попадающих ко мне детей в силу возрастных особенностей не способно простраивать хитроумные карательные планы для родителей/учителей. (С остальными подросшими работаем уже без родителей… и с другим детским или семейным психологом). Ребенок действует так, как привык. А поскольку он ребенок, он может быстро перестроиться.
И даже если ему тяжело быстро перестраиваться — это то, с чем мы наверняка уже работаем. Иногда сталкиваемся со случаями, когда родителям в первую очередь нужно поработать с особенностями-привычками в общении с детьми. Не очень приятно начинать с себя, но правда помогает — и силы сохранить, и не сильно много времени обычно занимает (в масштабах средних сроков психотерапии =)). Еще один вариант: одновременно вести работу с нейропсихологом (для ребенка) и психотерапевтом, который хорошо знаком с нейропсихологической коррекцией (для себя, взрослого): с гештальт-терапевтом, или психологом-консультантом, имеющим серьезную подготовку и специализацию.
3. Не требуйте от ребенка все сразу. Обычно я разбиваю сложные упражнения на части или говорю за чем необходимо следить в первую очередь, за чем — во вторую и т.д. Если что-то не доделаете — говорите на следующей встрече (лучше сделать меньше, но качественно), если что-то случайно дофантазируете и отработайте — тоже говорите =)
4. Инструкции давайте краткие, четкие. И прямо сразу отвыкните повторять задание несколько раз. Знаю, что «сказать просто»…
5. Детям 5-6 лет можно разбивать домашнее задание на две части и давать между ними игру или делать перерыв на обнимашки/поваляшки/что-угодно еще.
6. «Слизывайте» у меня (на здоровье =)) привычку шутить-подбадривать-слегка_тормошить ребенка (если на занятиях я нахожу полезным это использовать) — заряжать его умелым владением своим голосом, эмоциями, движениями и тактильным контактом. Многим детям интересно то, что с ними происходит (как правило, тем, кто старше, но и с маленькими работает) — ребенка можно удивлять открытиями о самом себе. Я этому училась (никакого волшебства) — и вы научитесь, если вдруг не умеете (в дальнейшем сильно пригодится).
7. Даже взрослые могут несколько раз в день заглянуть в зеркало с целью получить от него обратную связь: по принципу «достаточно ли адаптивно я сегодня утром выгляжу?.. хм, не очень… надо что-нибудь подправить…» =) Давайте ребенку «обратную связь» (словами, обращением внимания на различные по характеру — тактильные, зрительные — ощущения ребенка, эмоциональным подчеркиванием): дети правда не понимают/не чувствуют/не видят что делают что-то не так. Не сработал один способ, сработает другой. Вы ведь помните, что они не специально хулиганят? Все детские «лазейки» — пробелы в наших способах взаимодействовать с ними.

И обучаясь по ходу сенсомоторной коррекции некоторым способам латать эти «дыры», вы в том числе укрепляете ваши отношения с ребенком. Я, к слову, не скрываю от детей не только моего хорошего к ним отношения, но и того факта, что я требовательна, что я не упускаю возможности дать ребенку задание посложнее и поистине коварно отвлекаю его в ходе проверки домашнего задания. Дети, в жизни которых приключилась такая неизбежная «беда», как я =), обычно быстро принимают этот факт… и играют по правилам, щедро получая поощрение за свои достижения (в виде игр и похвалы), постепенно отбирая у меня «власть» — право быть командиром самому себе и управление нашим процессом — так быстро, как только научатся играть по нашим правилам (т.е. в сопоставлении своих пожеланий с возможностями, которые предоставляет общество). Полагаю, именно поэтому они уходят обычно утомленными, но довольными… Один 6-летний товарищ на днях, выйдя из кабинета после первого занятия, заявил на весь коридор в присутствии других взрослых: «Бабушка, как здорово мы провели время!» … Я была сражена наповал… (почитайте описание упражнений сенсомоторной коррекции для детей и посмотрите фотографии, если еще не успели…) Спасибо товарищу — смеялась весь вечер.